Приветствую Вас Залётный лошара
Воскресенье
16.12.2018
00:42

Мы зарабатываем здесь!

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [9]
Юмор [0]
Анекдоты и всё что смешно:-)
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Сколько максимум в день Вы зарабатывали в Интернете?
Всего ответов: 138
Главная » Статьи » Мои статьи

Русский обычай париться в бане и Финская сауна
Русский обычай париться в бане.

Все мы уважаем и по мере сил продолжаем замечательный русский обычай — париться в бане. Причем банными процедурами мы стараемся не только поддержать чистоту своего тела, но и укрепить его физическое здоровье. Кто-то стремится в бане вылечить свои хвори и недомогания, кто-то (преимущественно женщины) жаждет с ее помощью похудеть и выглядеть моложе, кто-то посещает баньку для того, чтобы, как говорится, «смыть усталость» после тяжелой рабочей недели и попутно снять стресс…
Отправляясь в баню, человек настраивает себя на определенный лад — спокойный, размеренный и доброжелательный. И это правильно: баня не допускает к себе людей обозленных и угрюмых. Задумайтесь: кто-нибудь видел в бане человека нервного, печального или сердитого? То-то и оно: ведь даже если и войдет в баню человек, недоброжелательно настроенный к окружающим, все равно после первой же парилки он «смоет» с себя все негативные эмоции. Баня объединяет и примиряет людей, меняет их характер и очищает не только тело, но и душу.
Баня — это наша национальная особенность, это часть нашего русского менталитета. Баня настолько прочно вошла в нашу жизнь, что в последние десятилетия возникла еще одна традиция: в банях решать различные проблемы — от общественных (что еще более-менее понятно) до экономических! В банях стали подписывать документы и заключаться договора, и наш, русский, человек не видит в этом совершенно ничего удивительного. Наш народ идет в баню не только для того, чтобы париться!
Баня стала уже чем-то вроде клуба по интересам, и зачастую друзья заранее договариваются о дне и времени посещения бани, а в любой общественной бане есть свои завсегдатаи, поддерживающие «банные традиции». И это еще раз доказывает, что баня, вопреки футуристическим прогнозам скептиков, не только не «сдала своих позиций», не отмерла как некий пережиток прошлого, но как бы обрела «второе дыхание», а в настоящее время мы воочию можем наблюдать просто какой-то «банный ренессанс»!
Но задумывался ли кто-нибудь из нас, откуда вообще пошел этот обычай — париться и мыться в бане? И почему мы говорим, что баня — это особенность русского менталитета, неотъемлемая черта русского характера? Неужели, кроме русских, ни один народ не знает бани? А как же финские бани, — спросят внимательные читатели, — как можно про них забыть, финны нам этого не простят! Да мы и не думали забывать про сауны! Но между прочим, помимо русской и финской бань, в мире существует еще немало их разновидностей.
 
История русской бани.

История русской бани, наверно, гораздо глубже, нежели мы можем себе это представить. Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. На самом деле русская баня — едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе.
В банной процедуре как бы соединяются воедино две наиболее сильные природные стихии — огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две этих силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам.
Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней.
Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень хорошо осведомлены в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.(!)
Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси. Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня в отличие от них гораздо сильнее воздействует своим жаром. Непременный атрибут русской бани — березовый веник — хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.
Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространяется по всему миру. Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?
Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала — русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов, черная баня, белая баня.
 
«Баня» в печке…

Задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Использовалось замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться (так что в сказке «Гуси-лебеди» баба Яга просто хотела помыть мальца, а мы «пожарить, съесть…  Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.
Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.
Для мытья волос сначала использовалась древесная зола, вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая сохранить красоту и блеск волос, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!
 
Черная баня

Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному — это задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Из тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.
До сих пор в России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят: «Черная баня добела отмоет».
Отличие черной бани от белой в способе отопления помещения. В домике под баню было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных — это отсутствие дымохода.
Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не было сквозняка, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояла скамейка и вешалка для одежды. Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка с дверью, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости. Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. За этот цвет стали баню называть черной. После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее.
Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.
 
Белая баня
Русская баня поражала воображения иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями. Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось. Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар.
Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.
Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.
Печь — сердце бани — имела несколько уровней и ее издавна клали мастера-печники.. Самым нижним уровнем была небольшая выемка — поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла о необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения. Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон.
Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В такой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.
Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.
Финская сауна.

Наибольшую известность в большинстве северных стран получила финская баня или, как ее еще называют, сауна.

У финнов существует такая легенда о происхождении сауны: однажды двое братьев, отправившись на охоту, попали в снежную бурю. Почти утратив надежду на спасение, брели они во тьме и уже не надеялись спастись. Ледяной ветер дул им в лицо и сбивал с ног, они устали и уже даже начали замерзать. Но тут они набрели на заброшенный охотничий домик, и надежда затеплилась в их сердцах. Разведя в очаге огонь, они пытались согреться, но несмотря на то, что в печке жарко пылал огонь, они дрожали от холода. Домик был такой старый, что сквозь щели в стенах свистел ветер, а через дыры в потолке падал снег. И вот снег начал попадать в очаг, но не затушил огня, а растаял и превратился в пар. Жаркий пар наполнил весь домик, окутал замерзающих братьев ласковыми объятиями и не дал им погибнуть от холода. А когда братья вернулись домой, они решили выстроить отдельный домик, в котором впредь могли бы согреваться с помощью горячего пара. Так и возникла сауна, без которой ни один финн не мыслит теперь своей жизни…

В саунах не только парились и не только лечились от простуды. Древний финский фольклор свидетельствует, что в саунах принято было «встречать» новую жизнь и «провожать» старую (то есть в саунах рожали детей, и туда же приносили умирать стариков). Невесты перед свадьбой обязательно парились в сауне, там же проводились древние обряды изгнания злых духов. Считалось, что особый «покровитель рода», некий дух предков, тоже обитает в сауне, так что все родовые сходы обычно проходили в саунах, чтобы можно было посоветоваться с предками перед принятием важных решений. Практически вся жизнь финского рода проходила «вокруг сауны», сауна считалась неким олицетворением дома и домашнего очага. Парились в сауне тоже всей семьей, не делая различий по полу и возрасту.

Существовал (да и сейчас существует) особый обычай «братской» сауны. Ее собирали, для выполния какой-нибудь трудной работы, на которую приглашали всех соседей, друзей и знакомых. После выполнения работ, хозяин приглашает всех, кто ему помогал, в жаркую сауну. Первыми моются женщины, а за ними — мужчины. В этом случае разделение по половому признаку вполне уместно — ведь речь идет не об одном семействе. Пока моются мужчины, женщины накрывают на стол, так что заканчивается «братская» сауна обильным застольем. Финны не опасаются переедания, проблема лишнего веса для них просто не существует. Они говорят:

«КТО ХОРОШО ПОРАБОТАЛ И ХОРОШО ПОПАРИЛСЯ В САУНЕ, ДОЛЖЕН ХОРОШО ПОЕСТЬ».
«ЕСЛИ У ЧЕЛОВЕКА ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ, И САУНА ЕМУ НЕ ПОМОГЛА, ЗНАЧИТ ОН СЕРЬЕЗНО БОЛЕН».

То есть финны искренне считают, что сауна может и в болезни помочь, и даже к жизни вернуть. А еще одна финская поговорка гласит, что на земле всего два святых места: сауна и церковь (да-да, именно в таком порядке: сначала сауна, и только потом — церковь). Конечно же, стремясь к комфорту и удобству, финны стали усовершенствовать свои любимые сауны, и сейчас они уже не имеют даже отдаленного сходства с тем ветхим домиком из старинной легенды.

Настоящая финская сауна очень похожа по своему устройству на нашу русскую баньку. Обычно это небольшой домик на берегу речки или озера, обращенный к водоему своей верандой. Внутри находятся собственно парилка и — обязательно — душ.
А какая температура необходима в сауне? Раньше она не превышала 100 градусов, и это, вероятно, был предел. Но в настоящее время некоторые «отдельно взятые» финны умудряются повышать температуру в сауне вплоть до 140 — 160 градусов. Это уже крайность, так могут поступать только самые смелые экспериментаторы, полностью уверенные в своих силах. Думается, что изначальная температура — 100 — 110 градусов — была, есть и будет оптимальной, и именно про такую сауну финны говорят как про свое национальное достояние.

Финны — охотники и лесорубы — по достоинству ценят замечательные свойства сауны и лечат с ее помощью даже тех, кто перенес серьезные травмы, пострадав на охоте или попав в снежный обвал. Кстати, врачебные исследования подтвердили в полной мере народный опыт, и теперь это уже научно обоснованный факт, что в сауне можно снять посттравматический синдром!
По данным статистики, почти 93,7% процентов дееспособного населения Финляндии имеет собственные сауны, и традиция эта возникла не на пустом места, а сохраняется на протяжении многих веков, пополняясь все новыми и новыми нюансами. Но все-таки отличительная особенность финской бани — сочетание очень горячего сухого воздуха и холодной воды реки или озера. Вот почему финны испокон веков строили сауны по берегам рек и озер, а если не было такой возможности, то обязательно выкапывали рядом с сауной искусственный водоем, в котором всегда должна была находиться холодная вода.

Финские традиции парения в сауне тоже очень схожи с русскими. В сауне можно париться, как и в русской баньке, березовыми, хвойными и эвкалиптовыми веничками, чередуя горячее воздействие парной с купанием в холодной воде. Расслабляющее воздействие сауны настолько сильно, что финны прослыли самой спокойной нацией. «Горячих финских парней» ни одно событие не способно вывести из равновесия, поскольку они считают, что в сауне «сгорают» дурные мысли и плохое настроение, а хорошее настроение «очищается» жаром и от этого становится еще лучше.
Так же, как и в русской бане, в сауне не следует перед заходом в парную мочить голову под душем, иначе она также может перегреться. Чтобы предохранить голову от воздействия горячего воздуха, желательно надеть специальную шапочку. В сауне это даже более необходимо, чем в бане, потому что там температура гораздо выше. После посещения парилки святое дело — поплавать в бассейне с холодной водой.
Такая смена температур, конечно же, разумна и очень полезна. Она оказывает положительное влияние — появляется бодрость, повышается общий тонус организма (особенно это заметно по состоянию кожи и мышц).

Эффект сауны во многом похож на процедуры закаливания и тем более контрастного душа, но здесь он сочетается с непосредственно банным воздействием, то есть предварительным распариванием, и поэтому особенно полезен. Здесь при парении из организма с потом выводятся накопившиеся вредные вещества и шлаки. Сауна также хорошо закаливает за счет резкого контраста температур: здесь организм привыкает к воздействию не только последующего охлаждения, но и выдерживанию предварительного жара самой сауны, и потом хорошо переносит как холод, так и жару.
Купаться можно и несколько раз за парение: как следует попарившись и почувствовав, что прогрелся, надо выйти и окунуться в бассейн и смыть пот, а потом можно вернуться в парную и все повторить сначала. После парной и бассейна нужно хорошо помыться под душем, после чего, насухо вытершись большим махровым полотенцем, одеться (есть специальные банные халаты, которые надевают после бани или сауны) и побыть некоторое время в комнате отдыха.
Финская баня была мало известна другим народам, но после второй мировой войны положение резко переменилось, и теперь сауна известна и популярна во всем мире, наряду с не менее известной русской баней. Но и в России сауна столь же любима и почитаема, как в Финляндии. Дело доходит даже до того, что многие наши соотечественники строят на своих дачных участках сауны, а не бани.

Топят сауну двумя способами: либо сначала хорошо разогреют парную, а потом огонь в печи тушат (или если печь электрическая, что довольно нечасто, то ее выключают) и парятся, либо печь может гореть и во время парения. Как правило, разогревать сауну предварительно надо не меньше часа, а иногда два-три часа.

Во многих общественных саунах можно заказать отдельные кабины на определенное количество человек и на какое-то время. В них можно сделать массаж или различные косметические процедуры. Кстати, после сауны кожа как нельзя лучше оздоравливается и очень эффективно воспринимает различные косметические маски и кремы. После сауны это наиболее эффективно.
Также в некоторых саунах предлагаются полотенца и простыни, в которые заворачиваются после сауны. После сауны можно отдохнуть в специально оборудованных комнатах или в фитобарах, где предлагаются различные травяные отвары, напитки и чаи.
Категория: Мои статьи | Добавил: site-of-money (04.03.2009)
Просмотров: 3095 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: